Как DualShock от PlayStation сформировал современные контроллеры

Если бы вам сказали нарисовать контроллер для видеоигр, как бы он выглядел? Скорее всего, вы бы набросали прямоугольник с двумя рукоятками вниз для захвата ладонями, D-падом (крестовина), четырьмя кнопками на лицевой стороне, триггерами спереди и парой стиков. Другими словами, вы бы нарисовали контроллер от PlayStation. Sony не изобрела геймпады, но по сути создала современный дизайн контроллера, формируя внешний вид и эргономику того, как мы взаимодействовали с играми на протяжении более двух десятилетий. В этом году Sony PlayStation исполняется 25 лет, по этому случаю предлагаю вам взглянуть на историю геймпада DualShock, чтобы узнать, как он сформировал вид современных контроллеров.

Если говорить о дизайне всех геймпадов, то сразу несколько производителей приложили к этому руку. Nintendo впервые применила раскладку основных кнопок на SNES (крестовина на одной стороне, кнопки на другой), а Nintendo и Sega вместе опередили Sony, выпустив аналоговый стик для своих консолей. Но в конечном итоге именно инновации и идеи Sony станут основой того, что мы называем «контроллером для видеоигр».

В основе современного геймпада Sony лежат два новаторских устройства. Во-первых, это оригинальный контроллер PlayStation, выпущенный в 1994 году, который имел оригинальный и очень удобный дизайн (удлиненные ручки для ладоней, наплечные (передние) кнопки и стандартная комбинация кнопок: крестовина + четыре лицевых). Во-вторых, это Dual Analog Controller 1997 года (за которым следуют более известные модели DualShock), который навсегда изменит 3D-игры, благодаря второму аналоговому стику: один для управления персонажем, а другой – для обзора.

Оригинальный контроллер PlayStation
Оригинальный контроллер PlayStation

Давайте начнем с основного дизайна. До Sony контроллеры видеоигр выпускались во всех формах и размерах, от прямоугольной клавиатуры NES до Sega Genesis с ее массивными кнопками с триплетом, и всего, что пыталась сделать Atari Jaguar.

Затем появился контроллер PlayStation. После него была целая куча геймпадов, которые просто выглядели как он. Он задал тренд для проектирования контроллеров. Но это не значит, что все сразу стали делать как Sony. Мы все еще видели, как некоторые геймпады отходили от общей формы DualShock, такие как пульт Wii, например. Но после нескольких поколений экспериментов, когда разные игровые компании пытались решить проблему того, каким должен быть хороший контроллер, он потерпели неудачу, и почти все успешные варианты на сегодняшний день основаны на оригинальном дизайне Sony.

Другое значительное продвижение, которое Sony дала геймпаду для PlayStation, появилось позже, с двойным аналоговым контроллером в 1997 году. Игры только начали переходить на 3D с PlayStation и Nintendo 64, и стало ясно, что новое решение для управления было необходимо. Одна крестовина больше не подходила для движения и обзора. Nintendo добилась некоторого успеха с одним стиком для N64, но только когда появился двойной аналоговый контроллер Sony, был изобретен последний элемент современного геймпада: устройство с двумя стиками.

DualShock от PlayStation 4
DualShock от PlayStation 4

Играм и индустрии все еще потребуется время, чтобы приспособиться к тому, что начала Sony, но базовые вещи DualShock, состоящие из четырех лицевых кнопок, крестовины, наплечных кнопок и двух аналоговых стиков, вскоре станут стандартом не только для PlayStation, но и для почти всех консольных видеоигр. Дизайн был настолько успешным, что Sony практически не меняла его за четыре поколения консолей, и, похоже, геймпад от грядущей PlayStation 5 тоже пойдет по стопам DualShock – ибо зачем чинить то, что не сломано и прекрасно работает.

Перейдем к сегодняшнему дню – и увидим разные варианты расположения аналоговых стиков и кнопок на геймпадах. Но в более широком смысле, дизайн DualShock был планом, которому все следовали в течение последних двух с половиной десятилетий. Выберите практически любой современный контроллер, и вы сможете проследить его базовый дизайн до оригинальной PlayStation.

Список бесконечен: контроллер GameCube, Wii Classic, Wii U, Switch Pro, Switch Joy-Con, контроллеры Xbox (как Duke, так и Controller S), Xbox 360, Xbox One, Google Stadia, Ouya и множество других сторонних моделей. Все они построены на фундаменте, заложенном Sony.

Контроллеры Xbox 360
Контроллеры Xbox 360

С годами компания добавляла и другие новшества в свою линейку геймпадов. Некоторые, такие как функция вибрации в DualShock, станут стандартами во всей отрасли. Другие, такие как Sixaxis для PS3, были менее успешными. Компания все еще экспериментирует с новыми функциями для PlayStation 5, такими как улучшенная тактильная обратная связь и «адаптивные триггеры», которые могут давать различные уровни вибрации.

Может быть, мы увидим, что эти изменения появятся и в самой отрасли в ближайшие годы. Но ничто не приблизится к тому, чего Sony достигла с первым контроллером PlayStation много лет назад. Тот факт, что современный DualShock 4 функционально идентичен первому, говорит о качестве оригинального дизайна Sony, который прослужил дольше, чем целые бренды консолей. И с учетом того, что в будущем году PS 5 не изменится, похоже, что сама компания тоже так думает.

Мы в социальных сетях:

  • Вконтакте
  • Instagram
  • Facebook
  • Odnoklassniki

Рейтинг страницы: 4.8/5 (109 оценок)
Top