Неизвестная история программ для чтения с экрана

Задумывались ли вы над тем, кто создает программы для чтения с экрана для слепых? Думаете, обычные программисты? Как бы не так. Слепые кодеры уже многие годы занимаются развитием средств для упрощения собственной жизни и тех, кому не повезло так же, как и им. О таких людях мы сегодня и расскажем, потому что они не должны оставаться в тени – их жизнь и так слишком темна.

Ночью 1978 года 27-летний мотогонщик из США Тед Хентер ехал ночью на машине в Англии. Он только что занял восьмое место в Гран-при Венесуэлы и уже думал о следующей гонке в Испании, когда увидел, что другая машина едет прямо на него.

Тед забыл, что находится в Англии, и по привычке ехал по правой стороне дороги. Чтобы избежать столкновения, он инстинктивно свернул направо. Другой водитель, следуя тем же, но британским инстинктам, свернул налево. Результат – лобовое столкновение и лицо Теда, влетевшее в лобовое стекло. Осколки оставили у него 80 швов на лице, 26 из которых были на обоих глазах, по 13 на каждом. Лежа в больнице, он думал, что, возможно, ему придется пропустить гонку. Тогда он еще не понимал, насколько серьезной была проблема.

Первая операция по пришиванию отслоившейся сетчатки прошла успешно – Хентер начал видеть одним глазом хотя бы свет и некоторые цвета. Однако, когда рубцовая ткань начала восстанавливаться, сетчатка снова отслоилась. После второй операции все было совсем иначе, чем после первой – теперь он не видел даже свет.

«После десяти минут отчаяния в больнице, я почувствовал какое-то спокойствие, будто успокаивающий дух, который говорил мне: «Не парься, все будет хорошо», – вспоминает Хентер. – «В мире очень много слепых. И если они научились так жить, то и я научусь».


Карьера гонщика на этом закончилась, но Тед не растерялся. Перед тем, как уйти в гонки, он успел выучиться на инженера-механика и даже зарегистрировал пару собственно изобретенных патентов.

Слепота, конечно, затруднила и эту профессиональную деятельность. Когда Хентер проконсультировался с центром помощи слепым во Флориде, ему подсказали, что подходящей профессией для таких людей становится программирование.

Тогда Хентер вернулся к учебе, чтобы стать программистом. Он писал код на терминале, пока волонтер читал ему то, что происходит на экране. А один из школьников, тоже вызвавшийся добровольцем, читал вслух книги по программированию и записывал их на кассеты, которые Хентер потом прослушивал и запоминал. Хоть это и было медленно и тяжело, но он все же старался усваивать материал.

Лишь попав на свою первую работу, программист получил в пользование то, что он назвал «говорящим компьютером». Это был один из самых первых скринридеров от зрячего программиста по фамилии Блейзи, который произносил слова по одной букве. Прослушивать слова побуквенно было очень долго, но это все равно кардинально изменило работу Теда, так как теперь он мог выполнять ее без посторонней помощи. После выхода новой версии программы, которая уже могла читать по целому слову целиком, Хентер регулярно звонил в техподдержку за консультацией и стал самым активным пользователем. Дин Блейзи, глава компании-разработчика, который был одним из немногочисленных зрячих кодеров в индустрии технологий для слепых, вскоре предложил Хентеру работу. Многие годы спустя Тед с теплом вспоминает время, проведенное в Maryland Computer Services, дружелюбную обстановку и приветливых коллег, которые уважали его.

Тед Хентер учился кодить, печатая на терминале, пока волонтер читал ему текст с экрана.

Хентер был и разработчиком, и одним из активных пользователей программы для слепых. Позже его отправили в Чикаго для обучения пользованию ею одного крупного клиента – бизнесмена Билла Джойса. После взрыва на производстве Джойс остался слепым и частично глухим. Двое мужчин в итоге сдружились на почве общих недугов и любви к водным лыжам. (Хоть Хентер и не смог стать чемпионом в мотоспорте, он стал лучшим в мире водным лыжником среди инвалидов в 1991 году и победил еще в шести чемпионатах США.)

Пока Хентер обучал Джойса, он придумывал новые идеи, которые нужно было интегрировать в их ПО. В итоге Билл предложил ему создать совместную компанию и начать разработку собственных продуктов для чтения с экрана.

Так в 1987 году появилась компания Henter-Joyce, которая спустя некоторое время выпустила первую версию программы для чтения с дисплея для DOS. Утилита получила название JAWS, что расшифровывается как Job Access With Speech («доступ к работе с помощью речи»), а также является небольшой отсылкой на другое подобное ПО для DOS, выпускавшееся в то время, – Flipper.

Тед Хентер на обложке журнала Florida GATOR Magazine
Тед Хентер на обложке журнала Florida GATOR Magazine

JAWS хоть и столкнулась с серьезной конкуренцией на рынке, но у нее были некоторые преимущества, что выделяли ее на фоне остальных. Например, два курсора, один из которых использовался для перехода по конкретным кнопкам, а другой для свободного перемещения по всему окну. Утилита поддерживала шрифт Брайля и шаблоны, позволяющие пользователям создавать определенные сценарии своей работы за компьютером.

Компьютерная индустрия к тому времени стала быстро меняться, и все начали переходить на новые ОС с нормальным графическим интерфейсом, как Windows. Тогда Хентер стал получать обеспокоенные звонки от пользователей, которые спрашивали, которым нужна была версия JAWS для новой операционной системы. Они рисковали лишиться источника дохода, если не смогли бы пользоваться Windows, поэтому нужно было оперативно что-то решать.

Переход от консоли к графике был гигантской проблемой. Программистам пришлось полностью переосмысливать базовую концепцию работы программы чтения с экрана. Но Henter-Joyce все же смогла выпустить версию JAWS для Windows в 1995 году, в то время как конкуренты подоспели еще только почти через год. Программа оказалась настолько хороша, что Microsoft купила ее код, чтобы интегрировать в свою платформу. В итоге эта версия так и не стала популярной, а JAWS за несколько лет подмяла под себя почти весь рынок.


Зрячие люди наверняка даже не задумываются о том, как программист кодит, будучи слепым. Едва ли многие из нас вообще думают о том, как слепые используют компьютеры.

Пользователи Mac могут быть знакомы со встроенной программой для чтения с экрана – VoiceOver. Она обычно появляется, когда вы случайно зажимаете не ту комбинацию клавиш, чтобы побесить вас.

Эта программа позволяет незрячему пользователю перемещаться по разным элементам macOS, ориентируясь на звук. Проще говоря, эта и все остальные скринридеры позволяют слепым взаимодействовать с компьютерами так, как это делают мониторы для зрячих.

Логотип программы экранного доступа JAWS
Логотип программы экранного доступа JAWS

Рынок таких утилит намного больше, чем вам может показаться. В 2020 году по разным оценкам в мире было почти 50 миллионов слепых людей, что сравнимо с населением целой Испании. Еще около 255 млн имеют проблемы со зрением разной степени тяжести. Если не все, то большинство из этих людей используют различные инструменты для увеличения изображения, скринридеры, устройства с поддержкой шрифта Брайля и т.д.

Точную статистику по количеству слепых программистов сложно получить, но в недавнем опросе разработчиков от Stackoverflow, в котором приняли участие 2547 человек, 1,7% респондентов ответили, что они слепые или плохо видят.

JAWS существует на Windows уже почти 30 лет, и, возможно, именно она помогла тысячам слепых и слабовидящих программистов начать свою профессиональную деятельность. Спустя столько лет, как сам Хентер начал изучать программирование, почти ничего не изменилось – эта сфера отлично подходит для слепых, так как ее доступность значительно выше, чем у любой физической работы. И в наши дни этому сильно способствуют такие программы, как JAWS, созданная слепым программистом.

JAWS появилась на рынке еще во времена выхода Internet Explorer 1.0.

Далеко не каждая утилита может жить так долго, как JAWS. Она из того же поколения, что и Internet Explorer 1.0, который не так давно официально прекратил свое существование спустя 27 лет. Но JAWS также относится к еще более редкой категории программ, которые спустя десятилетия все еще сохраняют доминирующую позицию на рынке. Вспомнить хотя бы браузер Mosaic, который в 1994 году был провозглашен «мировым стандартом интерфейса браузера». Уже через два года первенство перешло к Netscape и ее Navigator, который в свою очередь был вытеснен Google Chrome спустя еще 12 лет. На данный момент Chrome доминирует уже более десяти лет, но технологии развиваются так быстро, что ему придется сильно постараться, чтобы сохранить это лидерство. JAWS же прекрасно чувствует себя в роли эталона программ чтения с экрана уже почти 30 лет.

Давайте вернемся к аналогии таких утилит с мониторами: новый дорогой монитор и старый с более низким разрешением и частотой обновления выполняют по сути одну и ту же работу. Если предоставить вам выбор, вы отдадите предпочтение более новой модели, хотя все еще будет хорошо выполнять свою работу. У программ для чтения с экрана все намного сложнее. Старая, ограниченная или просто плохо работающая программа – намного хуже, чем монитор с низким разрешением. Это как экран с артефактами, битыми пикселями, инверсированными цветами и залитый кетчупом сверху. Проще говоря, плохие скринридеры не просто посредственные – они не могут выполнять свою работу корректно и просто лгут вам. Поэтому есть весомая причина того, почему JAWS все еще на вершине во всем мире, несмотря на свою очень высокую цену.

Некачественные скринридеры не просто посредственны – они вам лгут.

Но цена JAWS – довольно существенная преграда. Обычная домашняя лицензия $1000, а профессиональная – $1285. (Программа существует и на русском языке, но импортеры и посредники прибавляют к этой стоимости дополнительную наценку.) При этом новые версии нельзя получить бесплатно – за них тоже придется доплачивать. Подписочная система за 95 долларов в год доступна только в Америка, где и живут сами разработчики. Но проблема в том, что почти девяносто процентов людей с нарушением зрения живут в более бедных странах. Поэтому долгое большинство слепых на планете просто не имели возможности получить действительно качественный скринридер.

Лишь несколько лет назад появилась бесплатная программа с открытым исходным кодом – NonVisual Desktop Access (NVDA), которая наконец-то смогла стать новой доминирующей силой на рынке. (JAWS все же стала самой популярной снова в 2020 году, но с очень большим трудом. История NVDA тоже довольно интересная, потому что началась она там, куда подобные сюжеты доходят очень редко – в детском музыкальном лагере в маленьком городке Миттагонг в Австралии.


Шел 1994-ый год, когда Майкл Карран, простой австралийский мальчик 10-ти лет, познакомился с 9-летним Джеймсом Техом, пока пребывал в детском музыкальном лагере для воспитанников с нарушениями зрения. Мальчики быстро подружились, так как оба любили музыку и компьютеры.

Джеймс также начал увлекаться программированием, когда родители купили ему Commodore 64. Так как на нем не было программ для чтения с экрана, мальчику, как и Теду Хентеру в свое время, приходилось искать кого-то, кто будет читать за него. Когда в возрасте семи лет Тех получил компьютер Apple II, где был тот самый заветный скринридер, он наконец-то смог самостоятельно начать изучение мира высоких технологий.

«Я заставлял отца читать мне книги по программированию, потому что иного варианта не было. До изобретения электронных книг оставалось еще очень много времени», – рассказывает Тех. – «Для него это было испытанием, потому что читать книги по программированию для него были самым скучным на свете убийством времени. Но мне было интересно, поэтому он продолжал.»

 «Отец читал мне книги по программированию, потому что другого варианта не было».

Через пару лет друзья уже начали вовсю писать вместе музыку, а заодно и программы. Их такие разные увлечения часто пересекались. Например, одна из их разработок была направлена на то, чтобы позволить слепым людям заниматься продюссированием музыки и звукорежиссурой. Они проводили дни и ночи дома друг у друга, придумывая что-то новое или посвящая себя философским беседам. Но один вопрос не покидал их никогда: почему слепые должны платить огромные деньги, чтобы получить возможность озвучивания текста на экране? Когда уже появится что-то бесплатное?

В 2006 году учащийся тогда в университете Карран взял отпуск и посвятил всего себя воплощению давней идеи, создавая первый прототип NVDA.

«На тот момент даже в сообществе слепых хватало куда более способных и компетентных людей, чем я. Некоторые даже говорили о том, что хотят сделать бесплатную программу для чтения с экрана», – рассказывает Майкл – «Но пока они говорили, я уже писал первую строку кода.»

У Теха к тому времени уже была своя работа, поэтому он не сразу присоединился к Каррану в его проекте. «Я не знал, насколько далеко все зайдет, но мне было интересно создавать это», — говорит Карран. – «Мы оба считали, что NVDA должна быть бесплатной и открытой для всех желающих, поэтому и создали ее такой».

«О создании бесплатного скринридера говорили многие, но пока они говорили, я уже писал первую строку кода».

Через год талантливый дуэт был замечен Mozilla, которая оплатила Каррану участие в конференции CSUN Assistive Technology Conference – крупнейшим в мире мероприятием для людей с ограниченными возможностями. На конференции Карран повстречал множество таких же энтузиастов, как он, со всего мира. В тот момент друзья поняли, что NVDA – уже не просто их личный проект, а нечто намного большее, что может изменить мир. Так Карран и Тех основали общую некоммерческую организацию NV Access.

Первое время пользователи NVDA считали ее неплохо подходящей для домашнего использования, но не для профессиональной работы. Факт бесплатности поначалу не мотивировал людей на использование, а наоборот отталкивал, создавая впечатление того, что программа хуже своих коммерческих аналогов, за которые требуют деньги. Но когда проект стал разрастаться, мнение людей изменилось. Количество пользователей резко увеличилось, а программу перевели более чем на 60 языков. Команды специальных возможностей из Google, Microsoft и Mozilla даже начали работать с NV Access, чтобы интегрировать NVDA в их платформы и браузеры.

Программа экранного доступа NVDA
Программа экранного доступа NVDA

Организация WebAIM из США, предоставляющая свои продукты для увеличения доступности веб-сайтов для людей с нарушениями зрения, раз в два года проводит опросы среди своих пользователей. С самого первого исследования от 2009 года бесспорным лидером была программа JAWS, но с 2019-го NVDA стала с ней конкурировать.

NVDA имеет огромное сообщество, которое с особым энтузиазмом относится программному обеспечению, постоянно сравнивая один скринридер с другим. Эти дебаты по своей масштабности не уступают вечным спорам iPhone против Android и Chrome против Firefox. Спросить на таком форуме, какая из программ лучше, значит открыть ящик пандоры и начать очень жаркий спор.

Некоторые члены сообщества совсем юны, Карран даже вспоминает школьников, интересовавшихся NVDA. Некоторые из них позже сами начали изучать программирование и даже стали разработчиками. С тех пор, как Хентер выпустил JAWS в восьмидесятых, уже три поколения слепых программистов пишут программы друг для друга и обычных пользователей.


Один из таких детей, о которых говорит Карран, – Туукка Ояла, слепой программист из Финляндии. Его всегда занимали компьютеры, но он не мог пользоваться ими самостоятельно даже в школе, так как там не было подходящего ПО. «Пока другие дети учились писать от руки, я осваивал печать вслепую», — говорит Ояла. – «Своего компьютера у меня тогда не было, поэтому я использовал старую пишущую машинку». Все поменялось, родители купили ему свой компьютер, на котором оказалась демо-версия JAWS. «Она работала меньше часа за один раз, и мне нужно было каждый раз перезагружать ПК, чтобы продолжать пользоваться программой», — говорит Ояла. Парень не мог купить себе лицензию, но даже если бы у него были такие деньги – покупку будущих обновлений все еще никто не отменял, а подписочной системы в Финляндии нет. Как бы то ни было, менее чем через год, с помощью постоянных перезагрузок и прочих нервов с демо-версией JAWS Ояала действительно научился кодить.

Джеймс Тех и Майкл Карран - создатели NVDA
Джеймс Тех и Майкл Карран - создатели NVDA

Когда на рынке появилась бета-версия бесплатной NVDA, он поспорил с другом, что сможет целый месяц пользоваться только ей. «В то время основная причина использования NVDA заключалась не в том, что она была во многом лучше, чем JAWS», — говорит Ояла. Он должен был пользоваться программой всего месяц, чтобы выиграть спор, но он пользуется ей до сих пор, хотя сегодня легко может позволить себе и платную программу. «Функционал NVDA и ее главные цели попросту лучше подходят для меня и моих нужд», — говорит Ояла. NVDA часто обновляется и получает различные модификации, которые еще больше облегчают жизнь слепым людям.

На работе Ояла в основном занимается серверными системами. «Мне больше интересны именно серверы, но при этом я все равно тестирую различные программы на удобство, чтобы понимать, как ими будут пользоваться конечные потребители, и будет ли им комфортно», – поясняет Ояла.

Проблемы с доступностью для инвалидов существуют не только в ПО.

Далеко не все программные инструменты Ояла может использовать с комфортом для себя. Большинство компаний не ставит доступность в приоритет или, что еще хуже, на словах они говорят одно, а на деле совершают совсем другое. Больше всего Оялу раздражает то, что люди думают, будто доступность – это просто дополнительная функция, приятный бонус к основному продукту. Когда разработчики добавляют функции доступности позже, это уже кажется бесполезным. Представьте, что в вашей программе или игре на запуске полностью отсутствуют цвета. А потом, когда они появляются через несколько месяцев, вы понимаете, что цветовая схема неправильная.

Разного рода ошибки доступности касаются не только программного обеспечения. Это куда большая проблема, чем кажется на первый взгляд. До того, как появились смартфоны, слепым людям, использующим доллары в качестве платежной валюты, приходилось покупать дорогое оборудование для их идентификации и так или иначе доверяться каждому встречному кассиру. Все потому что 1 доллар и 100 никак не отличаются друг от друга на ощупь. (Именно поэтому рублевые банкноты, например, имеют разный размер.) Когда какие-то системы не могут обеспечить доступность для людей с ограниченными возможностями, они буквально перекладывают всю ответственность на них. Им самим нужно придумывать, как использовать все эти системы комфортным и зачастую дорогим для себя способом. Людям приходится прибегать ко временным дорогостоящим решениям лишь из-за легкомыслия тех, кто занимался проектированием той или иной системы.


История изобретения программ для чтения с экрана показывает как невероятные способности слепых программистов, так и легкомысленность зрячих. Если бы они не относились к людям с подобными проблемами с таким пренебрежением, никому не пришлось бы создавать скринридеры самостоятельно – они уже были бы внутри всех продуктов. «Я не хочу думать о покупке и даже бесплатном скачивании сторонних скринридеров – я хочу просто купить компьютер и пользоваться им так же легко, как зрячие. Просто пусть все нужные средства уже будут в нем», — говорит Карран. И это действительно так – писать программы для помощи слепым должны зрячие, а не слепые.

Однако именно слепые программисты и двигают эту индустрию. Они создают новые программы – иногда вместе, иногда параллельно – которые помогают и им самим, и другим таким же. И их наследие живет не только в платформах, интегрирующих продукты, созданные ими, но и в новых поколениях программистов, пришедших после них.

Хентер просил о помощи волонтеров, которые читали ему, что написано на экране. Отец Теха читал книги за него, а Ояла уже использовал ПО от Хентера, чтобы самостоятельно научиться программировать. И все они делают лучше не только свою жизнь, но и других людей с похожими проблемами. И нам, зрячим, наконец-то стоит обратить на это внимание, чтобы помочь им.

Мы в социальных сетях:

  • Вконтакте
  • Instagram
  • Facebook
  • Odnoklassniki
Top